Анемоя и ее природа

Япония. Восьмидесятые года. Пылающее закатное солнце, несмотря на поздний час, стремится нагреть газировку в руке. Закуриваешь. Солнце спускается все ниже и теперь его свет заменяет свет города позади, переполненного неоном. Жар отступает.

Анемоя достаточно новое понятие, обозначающее ностальгию по тем временам, в которых ты никогда не был. Или которых в целом никогда не было. Многие из вас ощущали это чувство смотря или слушая что-то из 80-90х и желая оказаться там. Что-то очень далекое, но настолько близкое. Сегодня я решил разобраться в причинах этого чувства и почему оно, несмотря на полную нереальность, является настолько приятным и успокаивающим.

Это не статья, скорее очерк, спонтанно родившийся за пару часов и являющийся моими размышлениями на тему и предварительной версией новой большой работы

Ностальгия

Чувство анемои сходно с чувством ностальгии (неожиданно, правда?), которую испытывал каждый из вас. Та самая приятная тоска по временам, которые уже прошли, когда жить было лучше, проще и приятнее. Есть очень большое количество и культурных, и научных исследований феномена ностальгии, столь атипичного для нашего рационального мозга чувства. Долгое время ностальгия трактовалась медициной как пагубная болезнь, но позже перешла в разряд защитных механизмов для человеческой культуры и развития и стала трактоваться как положительная эмоция. Ведь что сможет сохранить прошлое, если не тоска по нему?

Но с анемоей все несколько сложнее. Тут нет конкретного объекта, нет части жизни, нет в целом ничего, что связывало бы вас как индивида с триггером. Есть общий культурный пласт и ничего кроме. И что же заставляет человека так упорно горевать о времени, о котором он ничего не знает?

Фильм Ностальгия, режиссер Андрей Тарковский

Культурный процесс

В мировой культуре есть множество произведений, вызывающих чувство анемои. Причем делающих это неспециально. Тогда произведения, теперь отражающиеся у нас в душе приятной тоской, были лишь отражением действительности или мечт о будущем. Почему же мы так тоскуем об обычных, совершенно таких же днях, но бывших 30 лет назад? Тут нам опять поможет природа ностальгии.

Наше сознание, даже основываясь на собственном опыте, склонно его искажать и переформатировать, выпячивая вперед лучшие его части. Попробуйте подумать о чем то, вызывающем ностальгию и спросить себя, а действительно ли было так хорошо. Сознание нехотя начнет выдавать вам реальную картину того времени — со всеми его минусами и проблемами.

С анемоей все чуть сложнее — у нас нет никакого личного опыта из того момента времени, а все ассоциации связаны с массовой культурой, являющейся лишь искаженным отражением действительности. И зачастую, искаженным в положительную сторону.

У нас есть хороший пример — старое аниме. Восьмидесятые и начало девяностых называют лучшим временем в истории Японии — недавнее экономическое чудо вывело страну на передовицу мировой экономики и обеспечило жителям хорошую и комфортную жизнь. Отражением этого и стало то самое аниме, вызывающее чувство анемои — общая удовлетворенность и безмятежность заставляла людей думать о светлом и прекрасном, перенося это в свои произведения вместе с антуражем своего времени.

В результате чего тогда это было просто отражение, позже это стало ностальгией, а теперь и анемоей, ведь наше сознание, при попытке достроить собственный опыт имеет в своей базе только светлое и прекрасное о том времени. Это и дарует людям тот самый эффект, желание оказаться в тогда, когда все было идеально хорошо и думалось только о светлом и хорошем.

Почему мы это испытываем?

Но все еще остается вопрос. Почему это чувство вообще появляется? Ностальгия, как чувство, рождается из-за неудовлетворенности жизнью. Сознание пытается вернуться к прошлому опыту и хотя бы так насладиться ушедшими мгновениями. Если в жизни все хорошо, то придаваться воспоминаниям будет либо значительно сложнее, либо просто не нужно — у вас есть здесь и сейчас. Но может ли любое сегодняшнее счастливое мгновение сравниться с квинтэссенцией счастья и удовлетворения из массовой культуры, к тому же подкрепленное искажением мозга? Мне кажется нет. Поэтому и появляется это чувство — сколь бы все хорошо с вами не было, идеально не будет никогда. Поэтому мозг и создает условно ненастоящие воспоминания и ощущения от того времени — потому что иначе идеальный мир вы прочувствовать не сможете.

Конец

Вся моя комната, по своей сути, представляет собой реконструкцию квартиры годов эдак 80х в Советском Союзе. При том что, очевидно, я там никогда не был и быть не мог. Но у меня дома есть старый виниловый проигрыватель, кассетный магнитофон, ламповый телевизор, ламповый усилитель, газоразрядные часы и прочие преимущества того времени. Все это я собрал влекомый чувством анемои к тому периоду. Меня никогда там не было, как и в Штатах 60х, как и в Японии 80х. Но я чувствую тоску по тому идеальному времени, в котором закатное солнце нагревало мне газировку, я закуривал, и включив синтвейв ехал в горящий от неона город.