Помните ли вы книги Стругацких? Не те взрослые и серьезные, вроде Града Обреченного и Трудно быть Богом, а Мир Полудня, мир победившего коммунизма, пацифизма, науки и всего к ним прилагающегося. Сказочный мир, про который было приятно и весело читать, о котором было интересно размышлять и который был примером той самой научной фантастики — научной фантастики, где люди еще верили в человечество.
А помните как этих книг не стало? Как вера в самого человека начала испаряться. Как веселые мотивы “Понедельник начинается в субботу” сменились “Хромой судьбой” и прочей хтонью.
Все это предисловие не просто так — сегодня мы говорим об игре, сделанной двумя друзьями на энтузиазме, которая умело наследует дух фантастики Стругацких, смешивает обе крайности их творчества и проецирует это на уже существующую реальность, которая, увы, Миром Полудня не стала (хоть и очень бы хотела).
Сегодня мы говорим о Кужлевке.
Что же такое эта Кужлевка?
В этом кусочке текста я бы хотел поднять вопрос о главной проблеме нашей игровой индустрии — отсутствии, условно говоря, маркетинга. Вся индустрия грешит тем, что делает то-не-знаю-что. Ты заходишь на очередной трейлер российской игры и ты не можешь понять, что это вообще за игра и про что она.
Например, вот трейлер Кужлевки:
Я познакомился с игрой как раз с него. И тогда, когда я этот трейлер увидел, я подумал, что это очередная ходилка-бродилка средней степени интересности.
Геймплей, который мы видим в трейлере, занимает процентов 30 игры и вообще не отражает ее сути. Сделано, безусловно, неплохо и красиво, но вы мне продать игру хотите или навыки монтажа показать?
Если отбросить мои причитания, то Кужлевка, по своей сути, очень близка к визуальной новелле/интерактивному кино с вкраплениями бродилки, где из возможностей есть выбор ответа, покурить и выпить (хоть это и обусловлено сценарно). Давайте же теперь, осознав что такое Кужлевка, перейдем все-таки к ее обзору.
Первый контакт
Наш герой, глава Кужлевского Совхоза, ветеран Манчжурской операции, раненный и парализованный ниже пояса, Валерий Михалыч очередной ночью просыпается от того, что к нему в дом прилетает НЛО. Причем не тихо мирно высадившись на участок, а разнеся пол дома и сломав ему телевизор, дабы через него начать узнавать людей. Следующим утром в дом Михалыча сбегается вся местная интеллигенция, в лице сельского учителя Васи, участкового Степы и тракториста-алкоголика Клима.
Все вместе они думают как быть с этим НЛО и как вернуть дом Михалыча в цельное состояние, когда вдруг вход в НЛО открывается, телевизор включается, а один из персонажей заходит внутрь. После выхода оказывается, что НЛО — самый натуральный Исполнитель Желаний, который управляется руками Валерий Михалыча через телевизор. Получается, все в выигрыше — человеки исполняют свои мелочные желания, а пришельцы учат язык и культуру новой открытой ими цивилизации.
Как к любому мифическому объекту, на следующий день к НЛО образуется целая очередь. Приходят совершенно разные люди с совершенно разными желаниями, которыми мы вольны распоряжаться — мы можем прогонять неприятных личностей или несколько изменять желания, чтобы желающий получил нужный нам результат.
Новость о контакте села Кужлевка с инопланетянами быстро расходится по свету, и в Кужлевку начинают приезжать все более и более высокопоставленные чиновники, в надежде выглядеть хорошо в глазах начальства (на дворе все-таки 1992 г.).
А жизнь самого Михалыча и его друзей течет своим чередом — в недолгие перерывы между приемами людей происходит самая обычная бытовая жизнь, где Михалыч с друзьями обсуждают дела совхоза, где мы все вместе празднуем День Рождения и происходят прочие бытовые мелочи, которые добавляют жизни всему происходящему.
Но это не все. По ночам Михалыч, как ни странно, спит, и снится ему самое разное. Это как раз те сегменты с трейлера. Каждый такой сон, это воспоминание или событие, которое помогает лучше понять Михалыча. И каждый такой сон сделан в формате психодел, а авторы, придумывая их, явно вдохновлялись Мором.
Инопланетные стандарты
Теперь, после введения вас в сюжет, стоит поговорить о том, чем же Кужлевка так хороша.
Начать стоит с того, что тут очень мощная атмосфера. То, что я писал в начале про Стругацких было не просто так. Первый же диалог прям отдает тем самым духом “Понедельника”, а сегменты со сном уже отдают “Градом” и прочими серьезными вещами, причем все это с поправкой на нашу современную реальность. И все действующие лица в этих сегментах самые что ни на есть живые — во все диалоги веришь, все персонажи имеют какую-то свою историю, свои взгляды. Степа между делом с удовольствием расскажет про жену и детей, Вася про своих учеников, а Клим про свою жизненную философию. И у каждого из этих персонажей свой мир, который мы можем увидеть, доверившись одному или другому в рамках прохождения. Игра, при довольно скромной длительности, довольно ветвистая и, можно сказать, каждый выбор повлияет на то, чем вся эта история закончится. А концовок тут 7, и все достаточно интересны.
Космическая пустошь
Игра, как и многие произведения до нее, переосмысляет сразу две классики фантастики — “Пикник на обочине” и “Солярис”. И если с “Солярисом” довольно понятно — в конце нам явственно дают понять, что о человечестве могут узнать пришельцы из желаний и мыслей обычных людей, а не великих ученых, и заставляет подумать о том, готов ли в самом деле человек к контакту с внеземным и непознаваемым, то с “Пикником” все интереснее.
Кужлевка ставит Исполнитель Желаний в не очень приятное для него место. И если у Стругацких человек был достоин только одного желания за обязательную жертву, у Тарковского человек вовсе не был достоин ничего, то в Кужлевке человек достоин любого желания без всякой цены — загадывай все что хочешь. Но вместо “счастья для всех”, люди загадывают что угодно кроме. Кужлевка рефлексирует, пожалуй, один из самых сложных периодов российской истории, предлагая нам подумать о том, что же люди на самом деле хотели в этот страшный период истории. А люди хотят разного. Кто-то хочет легких денег, кто-то хочет смены режима, кто-то хочет помочь себе и родственникам. И Кужлевка дает нам посмотреть на эти желания, дает посмотреть на последствия, а позже предоставляет вам простор для их ликвидации. Ведь и загадывают желания вовсе не персонажи. Загадываете желания вы. И у этого Исполнителя лишь один вопрос — готовы ли вы нести за них ответственность?
Он прошел мимо ковша, суеверно поднимая ноги повыше и следя, чтобы не наступить на черные кляксы, а потом, увязая в рыхлости, потащился наискосок через весь карьер к пляшущему и подмигивающему шару. Весь он был покрыт потом, задыхался от жары, и в то же самое время морозный озноб пробирал его, он трясся крупной дрожью, как с похмелья, а на зубах скрипела пресная меловая пыль. И он уже больше не пытался думать. Он только твердил про себя с отчаянием, как молитву: «Я животное, ты же видишь — я животное. У меня нет слов, меня не научили словам, я не умею думать, эти гады не дали мне научиться думать. Но если ты на самом деле такой… всемогущий, всесильный, всепонимающий, то разберись! Загляни в мою душу, я знаю — там есть все, что тебе надо. Должно быть. Душу-то ведь я никогда и никому не продавал! Она моя, человеческая! Вытяни сам из меня, чего же я хочу, — ведь не может же быть, чтобы я хотел плохого!.. Будь оно все проклято, ведь я ничего не могу придумать, кроме этих его слов — «СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ. ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЕТ ОБИЖЕННЫЙ!»