MiSide вышла всего около месяца назад и стала очень крупным инди-хитом в Steam. Рецепт хитовости нынче довольно прост — добавляем в игру красивую девушку и… все. Так в этом году уже делала Stellar Blade, Zenless Zone Zero и некоторое количество других азиатских игр разной степени интересности. Но, в отличии от приведенных примеров, MiSide сделана парой гайдзинов из России без денег за два года. Но получилось ли у них что-то?

Милая Мита
Игра начинается с того, что главный герой приходит себе домой, осматривается и решает протестировать новый билд игры, которую разрабатывает с другом. Этой игрой, как неожиданно, оказывается тамагочи с Митой в главной роли.
Сначала все идет хорошо, а потом начинается что-то странное — Мита предлагает вам залезть к ней в игру, на что вы, недолго думая, соглашаетесь. И вроде все идет прекрасно, у вас появилась, хоть и виртуальная, но девушка, как вдруг изнутри шкафа кто-то стучит, разрушая вашу идиллию. Мита делает вид, что этого не замечает, а после и вовсе не дает вам подойти к шкафу. После того, как мы обижаем женщину отказом и пытаемся открыть шкаф, лицо Миты расплывается в улыбке, свет пропадает и начинается то, зачем мы в эту игру и пришли — довольно посредственный симулятор ходьбы с вкраплениями разнообразной и разножанровой страшилки.

После того, как на нас нападает Мита, нас ждет довольно длинное путешествие по разным билдам игры с целью добраться до ядра игры и перезагрузить эту Миту, чтобы выбраться обратно в реальный мир. Довольно длинное — это 3,5 – 4 часа ходьбы и решения простейших головоломок, с перерывами на скримеры и секции бега. В этом собственно и вся игра геймплейно — мы пробегаем версия за версией, разговариваем с Митой, которая там находится, и идем дальше.
Несмотря на небольшую длительность, отличный артдизайн и даже местами интересные идеи, игра натурально успевает наскучить. Геймплейно в игре не происходит почти ничего, при том что возможностей для этого достаточно.
Вот, например, сегмент из начала, сделанный в стиле уже легендарной P.T. По нему нам нужно пробежать 20 раз, при этом геймплейно не происходит вообще ничего. Примерно половина из всех разов это одинаковые коридоры, дай бог, с какой-нибудь одной дешевой пугалкой, а то и вовсе без ничего. Причем, немного говоря о сюжете, после этого сегмента из нас выдавливают абсолютно грошевую пожалейку, которая до конца ломает и без того хрупкую атмосферу страшилки, поясняя что в этом мире все за нас, просто мы пока не поняли.

И из такого нераскрытого потенциала состоит вся игра. В игре есть секция с застывающими при взгляде роботами — с ними никакого геймплея, если удачно поворачиваешься пробегаешь эту секцию меньше чем за минуту. В игре есть визуальная новелла — тебе даже выбор внутри нее делать не дадут, довольствуйся небольшой прикольной деконструкцией в конце. В игре есть сегмент с не самой плохой пародией на ультракилл — он сделан в формате необязательной мини-игры. В итоге и получается посредственный симулятор ходьбы с неплохо сделанными скримерами, но если бы авторы постоянно не катали игрока на эмоциональных качелях спокойствия-кошмара, в игре не имелось бы и того.
Но бог с ним с геймплеем, обычно ведь подобные игры, за отсутствием финансов, хотят выделяться сложным сюжетом и загадочностью. Взять тот же Layers of Fear, использующий похожие приемы и разработанный тогда еще небольшой польской студией. Что же мы имеем тут?
Сюжет
Сюжет в MiSide до поры до времени действительно интригует. Тебе интересно что тут произошло, почему Мит такое количество и как отсюда выбраться. Но, не буду таить, разработчики умело сливают всю завязку в мусорку абсолютно неумелым расставлением чеховских ружей, мертвыми и неинтересными персонажами и бездарным главным твистом, который дает понять, что все происходящее в игре было зря.
В целом сюжет MiSide можно уложить в одно предложение — Злая Мита обиделась на жизнь и решила посадить всех игроков в цифровую тюрьму. И за этим нет никакой глубины, это буквально весь сюжет. Ближе к концу игра пытается поговорить с тобой на тему эскапизма, но делает это так глупо и неумело, что лишь вызывает еще большее отторжение.

Миты, как единственные персонажи в игре, абсолютно неинтересные и глупые. Каждая из них просто болванчик, что, без сомнения, обусловлено сюжетом, но огромный минус в погружении. Каждая Мита просит тебя не уходить и остаться, но тебе натурально не хочется этого делать, а хочется как можно быстрее оттуда свалить.
В игре в целом есть два хоть сколько-нибудь интересных персонажа — Мита-Мила и Мита-Кепочка. Они являют собой самые простые стереотипы о девочке-заучке с проблемами с эмоциями и глупой (до невозможности), но от того милой девочке. С ними интересно провести первые минут 10, но после этого хочется сбежать и не возвращаться. А еще хуже то, что благодаря им центральные персонажи истории — Безумная Мита и Добрая Мита, смотрятся абсолютно блекло и неинтересно, как простые сюжетные функции.
Что об этом думают разработчики?
Несмотря на то, что в своих обзорах я стараюсь придерживаться смерти автора, мне стало интересно, что я в итоге должен был увидеть по мнению непосредственных авторов. Как удачно, что после релиза игры один из двух авторов дал небольшое интервью в Стопгейм, после которого я и понял, что я должен был увидеть.
MiSide — случайный успех двух средних разработчиков, на который они вовсе не рассчитывали и делали как очередной проходняк, коих на момент релиза наклепали уже 5 штук. Но людям очень понравился концепт, а авторы так и не смогли его нормально реализовать.
Мы хотели делать про Добрую Миту, чтобы хорошая концовка была, но поняли что времени нет, поэтому отменили это.
И вот мы хотели сделать игровые автоматы повсюду, за которые можно получить костюмы на Миту. Я там просто выписал самые известные жанры: Гоночки (Наверное вдохновение было от старых гонок, по типу креш бандикут), Шутер (Да, это просто дум), Метроидвания, Тетрис, Волейбол, Рогалик. Но успели сделать только две игры (гоночки и шутер), а вот костюмы не успели, вот и будем делать.
Да и в целом из этого интервью становится понятно, что авторы ничего в игру не вкладывали и игрой мечты она уж точно не является.
В игре наверное нет личных переживаний или мыслей.
Я бы дальше уже делал другой жанр, но сейчас надо делать дальше MiSide, разрабатывать Мирный режим, то есть чистый симулятор. Ну и также другие концовки сделать, а то все хотят спасти других Мит.
Вывод
В общем-то, особенно говорить и нечего. Вот что бывает когда не вкладываешься в игру — получается очередная пустышка, которую забудут через полгода и которая вывозит исключительно на красивой девочке-маскоте.
Голосуйте рублем за хорошие игры, потому что MiSide явно этого не достойна.
